МАДОУ "Верботон" является комплексным образовательным учреждением, основная задача которого реабилитация слуха и речи, обучение, воспитание и интеграция детей с нарушением слуха в массовую среду.

МАДОУ "Верботон" - учреждение интеграционной модели. Эта попытка решения проблемы многообразия социального заказа, который исходит от желания родителей и возможностей детей при отсутствии разных типов учебных заведений на территории по месту проживания. Поэтому учреждение интеграционной модели строится на принципах дифференцированности, разноуровневости при широком спектре коррекционно - развивающих занятий, позволяющих ребенку из состояния возможностей перерасти в сферу жизнедеятельности.
Неудовлетворенность положением детей с нарушением слуха в обществе, стремление родителей видеть своих детей комфортно чувствующими себя в среде слышащих сверстников подтолкнули родителей к поиску альтернативных методов обучения детей с нарушением слуха.

Ведя поиск приемлемых вариантов и методов развития детей-инвалидов по слуху и речи, группой родителей был изучен метод академика Петера Губерина, который успешно применяется в Хорватии с 1961г. И в октябре 1992г. с целью практического применения верботонального метода в г. Хабаровске по инициативе родителей, имеющих детей с нарушением слуха, был создан центр реабилитации слуха и речи "Верботон"

Учреждение работает по верботональной методике реабилитации лиц с нарушением слуха и речи поликлиники "Суваг" г. Загреба.
Основателем метода является академик Петер Губерин, член академии наук и искусств, председатель ассоциации международных центров "Суваг".
Верботональная система открыла новые возможности в человеке. Она сделала возможным слушание, используя телесную проводимость, низкие частоты, на которые чувствителен каждый организм, а также индивидуальные остатки слуховой чувствительности лиц с поражением слуха, дала возможность усваивать правильную речь и правильное произношение. Техническую основу реабилитационной работы по верботональному методу представляют электроакустические аппараты:
Суваг – 1 (для групповой работы);
Суваг – 2 (для индивидуальной работы);
Верботон.

Эти аппараты имеют возможность трансмиссии низких тонов, включая инфразвук, а с помощью специальной системы фильтров и усилителей возможен подбор оптимального слухового поля.
Не имея аналогов в создании подобных образовательных систем в регионе с инвалидами по слуху, нашему педагогическому коллективу пришлось самостоятельно заниматься подготовкой и оформлением различной документации, вести поиски взаимоприемлемых вариантов сотрудничества, единомышленников, устанавливать контакты с разнообразными учебными, медицинскими и реабилитационными учреждениями.

В 1992 году для работы по верботональному методу 5 педагогов прошли обучение в Хорватии. Параллельно велась работа по обучению воспитателей слышащих групп и молодых кадров центра. Для более широкого распространения верботонального метода в России на базе учреждения неоднократно проводились курсы, семинары, конференции, на которых специалисты учреждения повышали свой профессиональный уровень, делились своим опытом. Первый семинар – практикум по обучению педагогов верботональному методу с участием хорватских специалистов состоялся в 1993 году на базе нашего учреждения.

В течение первого года обучения неслышащих детей стало понятно, что никто не поможет неслышащим малышам так, как слышащие дети.
Объединив детей с нарушением слуха во второй половине дня вместе со слышащими сверстниками процесс обучения удалось приблизить к естественному общению. С самого раннего детства дети находятся в благоприятных условиях вместе со слышащими сверстниками, постигая опыт общения в естественной среде, что дополнительно создает предпосылки для комфортного перехода в общеобразовательные учреждения.
В детском саду интегрированное обучение и воспитание представлено моделью комбинированная интеграция. По мере повышения уровня общего и слухоречевого развития неслышащий ребенок может постоянно подниматься по лестнице интеграции к более совершенным ее формам.
В ДОУ дети с нарушением слуха, находящиеся в условиях полной интеграции, в первую половину дня занимаются на групповых, индивидуальных, ритмическо-музыкальных занятиях. Принципиально важным в учреждении является определение каж­дому ребенку с нарушением слуха той формы интеграции в среду слышащих детей, которая будет ему полезна с учетом общего уровня и слухоречевого развития. В МАДОУ "Верботон" созданы специальные условия: небольшая наполняемость групп, многообразие форм организации коррекционного обучения, проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, участие в работе с ребенком широкого круга специалистов, которые способствуют раскрытию и реализации потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии.

Пребывание детей с нарушением слуха в массовой группе формирует и у слышащих детей чувство уверенности и свободы, способности одного ребенка понимать другого, сопереживать ему, свободно и продуманно выражать свое отношение к происходящему. В этом случае дети естественно и непринужденно получают уроки доброты и милосердия, которые положительно влияют на развитие личности в целом. Наблюдения показывают, что атмосфера, сложившаяся в детском саду существенно влияет на нравственное и умственное развитие ребенка. Слышащие выпускники МАДОУ "Верботон" отличаются сплоченностью, высокой работоспособностью и хорошими знаниями.
Родители нормально развивающихся детей первое время были недовольны тем, что в их ДОУ были открыты группы детей с нарушением слуха, но постепенно родительские тревоги исчезли.

В 1993 году была организована одна из первых экспериментальных форм интеграции - обучение детей с нарушением слуха в специальном классе общеобразовательной школы-гимназии №3. Обучение велось по общеобразовательной программе. Развитие речи и слушания детей осуществлялось согласно принципам верботонального метода. Помимо педагогов-предметников с детьми занимался учитель-дефектолог. Данная форма обучения соответствовала модели временная интеграция, при которой учащиеся класса объединялись со слышащими детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, во время кружковой работы. Эта модель явилась этапом подготовки к более совершенной форме интегрированного обучения.
В 1994 году на базе учреждения была проведена первая конференция с участием хорватских специалистов и учреждение было включено в Международную ассоциацию центров по применению верботонального метода в г. Париже.

В 1996 год открылась начальная школа и выпускники детского сада пошли в первый класс.
Для части детей, достигших высокого уровня психического и речевого развития, комбинированная интеграция становится ступенью к полной, и дошкольники с нарушением слуха из детского сада поступают в 1 класс общеобразовательной школы. Дети, которые по различным объективным причинам испытывают затруднения в овладении образовательным стандартом, продолжают обучение в начальной школе “Верботон”. Обучение в начальной школе “Верботон” раньше соответствовало модели временная интеграция, поэтому уровень социальной адаптации у большинства наших воспитанников был низкий. Обучаясь в школьном отделении учреждения, дети имели возможность взаимодействовать с младшими школьниками массовой школы только через беседы, экскурсии и посещения уроков, но практика показала, что этой работы было недостаточно. Если в дошкольном отделении и отделении приходящих школьников воспитанники могли постоянно общаться с детьми общего развития, взаимодействовать с ними в различных социальных ситуациях, оказываться в новой речевой среде, то условия функционирования начальной школы лишали младших школьников такой возможности. Необходимо было решать эту проблему.

С 1998 года школа постепенно перешла на режим полной интеграции детей с нарушением слуха. Были открыты классы выравнивания, где дети с нарушением слуха находятся в одном классе со слышащими сверстниками. На сегодняшний день выработана система для изучения и отслеживания умственного, физического, социального и эмоционально-эстетического развития учащихся в течение года. Результаты диагностики изучаются, анализируются и используются в работе. Планируется и проводится систематическая работа по организации досуговой деятельности учащихся, учитывающая возрастные, индивидуальные, психофизические и интеллектуальные особенности детей, расширяется взаимодействие с педагогами общеобразовательных школ. Хорошо зарекомендовали себя такие формы интеграции, как устройство младших школьников в пришкольные лагеря массовых школ в летний период, посещение городских кружков и секций.

В 1998 году 6 выпускников Хабаровской гимназии №3, проходивших реабилитацию в МАДОУ " Верботон", поступили в торгово - экономический техникум. В ходе профессионального обучения в ССУЗе воспитанники перешли к полной интеграции, где неслышащие студенты обучались в группах со слышащими сверстниками.

В мае 1999 года состоялся первый выпуск учащихся начальной школы, который позволил 100% выпускников интегрировать в общеобразовательные школы, а в октябре 1999 года был проведен семинар – совещание по теме: "Социальная интеграция глухих детей: опыт, проблемы перспективы". В семинаре принимали участие представители Министерства образования Российской Федерации и специалисты верботональных центров России. Достижения МАДОУ "Верботон" были высоко оценены экспертной комиссией поликлиники "Суваг" г. Загреба.
Специалисты МАДОУ " Верботон" приняли участие в Международном симпозиуме по кохлеарной имплантации в Загребе (2000год), в Международном симпозиуме "Мультисенсорика и речь" (2001 год).

В мае 2002 года первые выпускники МАДОУ "Верботон" закончили торгово- экономический техникум и 50% детей продолжили обучение в ВУЗах: Академии Экономики и Права, Московском университете физкультуры и спорта, Московском Государственном университете сервиса, филиале Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей.
В этом же году, в 10-летнюю годовщину открытия МАДОУ "Верботон" состоялась научно-практическая конференция "Реализация интеграционной модели в верботональной системе обучения".

В учреждении была создана система взаимосвязи с общеобразовательными школами города, где обучаются дети с нарушением слуха – выпускники учреждения. Выросшие в условиях интегрированного обучения неслышащие подростки не хотят получать низкоквалифицированные специальности, которые в основном, предлагаются для данной категории людей. У них есть способности и желание обучаться в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
В этой связи возникла необходимость в построении новой модели социально – психолого-педагогического сопровождения выпускников МАДОУ "Верботон", обучающихся в профессиональных учебных заведениях с целью повышения конкурентоспособности инвалидов по слуху на современном рынке труда.
Для реализации модели был разработан проект "Мир, прими меня как равного", направленный на создание и реализацию системы социально – психолого – педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха на этапе получения ими профессионального образования и в 2003 году учреждение победило в конкурсе грантов Программы "Помощь детям-сиротам в России". В рамках грантовой программы учреждению была оказана финансовая поддержка американским советом по международным исследованиям и обменам.

В ходе деятельности по проекту была создана и апробирована модель социально-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением слуха, обучающихся в профессиональных заведениях.
Результатами проекта стало:
В 2004 году на базе учреждения прошла I-ая Межрегиональная конференция "Неслышащая молодежь и современное общество". В работе конференции приняли участие представители неслышащей молодежи различных городов России. Актуальность проблемы, поставленной перед участниками конференции, связана с тяжелым социальным положением и низкой самореализацией неслышащей молодежи. Особое внимание было уделено вопросам получения высшего и среднего профессионального образования.
В 2007, 2012 годах в "Верботоне" состоялись научно-практическая конференция и творческий отчет, годе все желающие могли познакомиться с практическими и теоретическими результатами деятельности учреждения.
В 2007 году. первые пять воспитанников учреждения получили дипломы о высшем образовании. Сейчас – 45% всех выпускников ДОУ.

Созданная в МАДОУ "Верботон" интеграционная модель позволяет детям с нарушением слуха постепенно и комфортно переходить с одного уровня интеграции на другой по достижении каждым ребенком необходимого уровня общего развития.
Интеграция - это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. И наше учреждение вносит свой вклад в решение данной проблемы. Созданная модель образовательного учреждения "Верботон" показала свою необходимость и жизнестойкость. Поиск новых форм и методов работы продолжается.
Педагогический коллектив осваивает новые технологии, знакомится с зарубежным опытом. Cегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является кохлеарная имплантация. На данный момент система кохлеарной имплантации самое совершенное устройство для помощи людям, которым не достижим мир звуков. Наши воспитанники были включены в федеральную программу "Дети - инвалиды" и имеют возможность услышать мир звуков. В настоящее время в нашем учреждении проходят реабилитацию дети с кохлеарным имплантом. Мы надеемся, чтокохлеарный имплант обеспечит нашим воспитанникам полную социальную реабилитацию и даст возможность успешно обучаться в общеобразовательных школах.

С каждым годом увеличивается количество интегрированных учащихся и число общеобразовательных учреждений, где они обучаются. Выпускники общеобразовательных школ обучаются в профессиональных учебных заведениях или работают по полученным специальностям.
Таким образом, с каждым годом уровень интеграции детей с ограниченными возможностями становится более высоким. Модель интеграционной системы совершенствуется и развивается. Расширяются связи с общеобразовательными учреждениями города. Все это дает возможность детям с нарушением слуха максимально адаптироваться в дальнейшей жизни и оказывает большое воспитательное и нравственное влияние на слышащих детей и их родителей.

Учреждение обращено лицом к ребенку, т.к. представляет реальные условия его обучения и развития. Переступив его порог, каждый ребенок чувствует свою значимость, он знает, что здесь его любят и ждут. В МАДОУ "Верботон" накоплен определенный опыт в формировании многовариативной образовательной системы. В последнее время возникает все меньше сомнений в достоинствах идеи интегрированного обучения и воспитания. Положительного решения этой идеи требуют назначение специальной педагогики и мировой опыт, обычная человечность, сам педагогический процесс, его гуманизация. Чтобы общество поняло, приняло и считало детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями своей частью, оно не должно от них отмежевываться, их изолировать или изолироваться от них. Опыт работы с неслыщашими детьми по верботональному методу показывает у них наличие больших потенциальных возможностей для адаптации в среде слышащих людей. Развитие коммуникативной культуры личности делает ребенка более самостоятельным и уверенным в своих силах и возможностях. Если принцип интеграции соблюдается с самого начала реабилитации, то и ребенок с нарушением слуха испытывает все возрастающую потребность в общении со здоровыми сверстниками. Процесс социально-психологической реабилитации связан с организацией максимального взаимодействия глухого ребенка с разнообразным окружением и вовлечением его в творческую деятельность. В совместной деятельности детская роль постепенно меняется, проявляется инициатива и заинтересованность в партнерах, растет творческая и социальная активность.

Чтобы социальная интеграция была успешной, необходимо постоянно расширять пространство деятельности, разрабатывая систему взаимодействия, которая может установить более тесный контакт с различными типами учреждений. Их социальная среда является одной из главных мобилизирующих сил - обучающих, развивающих и воспитывающих, обязательным условием личностного роста человека. В большинстве случаев такая интеграция реальна и достижима, она не является исключительной и легко становится частью жизнедеятельности детей.